Устав 2020

Утвержден

Принят

Отделом по образованию Администрации Общим собранием коллектива
Палласовского
муниципального
района муниципального казенного
Волгоградской области
образовательного учреждения «Средняя
школы № 17» г. Палласовки Волгоградской
Приказ № ________ от
области
«____»___________________20____года
Протокол собрания № _________________
от «____»___________________20____года
Начальник
Отдела
по
образованию
Администрации
Палласовского Директор МКОУ «СШ № 17»
муниципального
района
Волгоградской г. Палласовки Волгоградской области
области
______________________________________
_____________________________________
О.В. Лелюк
С.Г. Сидорова

УСТАВ
муниципального казённого
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа № 17 »
г. Палласовки
Волгоградской области

г. Палласовка
Волгоградской области
2020

Настоящий Устав разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об
образовании» N 273-ФЗот 29.12.2012(с изменениями и дополнениями, вступившими в силу
с 01.01.2015) , Федеральным законом «О некоммерческих организациях», иным
действующим законодательством РФ, приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. Москва "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования", постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях»,
законодательством Волгоградской области и муниципальными нормативно-правовыми
актами в области образования, Уставом Палласовского муниципального района
Волгоградской области, регулирует деятельность казенного учреждения по реализации
образовательных программ.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №
17» города Палласовки Волгоградской области (далее образовательная организация)
является правопреемником муниципального казѐнного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 17» города Палласовки Волгоградской области, в
связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
1.2.Образовательная организация является юридическим лицом (некоммерческой
организацией), создается и регистрируется в соответствии с законодательством РФ, имеет в
оперативном управлении закрепленные объекты собственности, круглую печать со своим
наименованием и ОГРН, штамп, вывеску.
1.3.Образовательная организация является муниципальным казѐнным учреждением,
которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ, исполнение
муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных
законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления, финансовое
обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств муниципального
бюджета на основании бюджетной сметы.
Образовательная организация является юридическим лицом, имеет самостоятельный
баланс, вправе заключать договоры, приобретать имущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде.
1.4. Учредителем образовательной организации является Отдел по образованию
администрации Палласовского муниципального района Волгоградской области, который
осуществляет координацию и регулирование деятельности образовательной организации.
1.5. Организационно-правовая форма образовательной организации – муниципальное
учреждение.
1.6. Полное наименование: муниципальное казѐнное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа № 17» города Палласовки Волгоградской области.
Сокращенное наименование: МКОУ «СШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области.
Местонахождение МКОУ «СШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области: 404264,
Волгоградская область, г.Палласовка, ул. Коммунистическая , 10.
1.7.Функции и полномочия собственника имущества образовательной организации в
соответствии с муниципальными правовыми актами осуществляет Отдел по управлению
муниципальным имуществом Администрации Палласовского муниципального района
Волгоградской области. Образовательная организация не вправе выступать учредителем
(участником) юридических лиц.

2

1.8. Образовательная организация
проходит аттестацию и государственную
аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об
образовании».
1.9. Права и обязанности учащихся, их родителей (законных представителей) как
участников образовательного процесса, определяются законодательством РФ и настоящим
Уставом.
1.10.Медицинское
обслуживание обучающихся в образовательной организации
обеспечивается медицинским персоналом, закрепленным учреждением здравоохранения.
Образовательная организация предоставляет помещение с соответствующими условиями
для работы медицинского персонала.
1.10.1. Образовательная организация создает условия, гарантирующие охрану и
укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.
1.10.2. Учебная нагрузка, режим учебных занятий обучающихся, воспитанников
определяются Уставом образовательной организации на основе рекомендаций,
согласованных с органами здравоохранения.
1.11. Организация питания осуществляется данной организацией или организациями
общественного питания по договору между образовательной организацией и организациями
общественного питания.
1.12. Образовательная организация не допускает создание и деятельность
организационных структур политических партий, общественно-политических и
религиозных движений и организаций.
1.13. Образовательная организация может вступать в педагогические, научные и
иные российские и международные объединения, принимать участие в работе конгрессов,
конференций, имеет право на осуществление обмена делегациями учащихся и педагогов.
1.14. Образовательная организация обеспечивает создание и ведение официального
сайта образовательной организации в сети "Интернет".
2.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

2.1. Основными задачами и целями образовательной организации является создание
условий для достижения обучающимися образовательного уровня, соответствующего
требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального
общего, основного общего, среднего общего образования, а именно:
 создание условий, гарантирующих реализацию гражданами РФ права на получение
общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней;
 обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
 развития личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом
полном их объеме;
 воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам,
провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;
 воспитание уважения к правам ребенка, его культурной самобытности, языку,
национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
 формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных программ,
 адаптация обучающихся к жизни в обществе,
 создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ,
 воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье,
 формирование здорового образа жизни.

3















2.2. Основными видами деятельности образовательной организации являются:
реализация образовательных программ начального общего образования;
реализация образовательных программ основного общего образования;
реализация образовательных программ среднего общего образования;
реализация дополнительных общеобразовательных программ;
организация отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярный период в лагере с
дневным пребыванием, организованным на базе образовательной организации.
2.3. Для реализации основных задач образовательная организация имеет право:
самостоятельно разрабатывать, принимать, реализовывать образовательную
программу с учетом требований государственных стандартов;
самостоятельно разрабатывать и утверждать годовой учебный план и расписание
занятий;
выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания, учебные программы
(программы развивающего обучения и с углубленным изучением отдельных
предметов), учебники, учебные пособия;
выбирать систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной
аттестации обучающихся;
оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные
дополнительные услуги (обучение по дополнительным образовательным
программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство,
занятия с обучающимися с углубленным изучением предметов и другие услуги), не
предусмотренные образовательными стандартами.
Платные образовательные услуги ОО не могут быть оказаны вместо образовательной
деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.
Привлекать дополнительные финансовые источники: за предоставление платных
образовательных услуг, добровольных пожертвований и целевых взносов
физических и юридических лиц;
по согласованию с Учредителем арендовать и сдавать в аренду объекты
собственности;
вести предпринимательскую деятельность, разрешенную законодательством РФ.
3.ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Организация образовательного процесса образовательной организации осуществляется в
соответствии с:
 Законом Российской Федерации «Об образовании» N 273-ФЗот 29.12.2012(с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.01.2015);
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от
29
декабря
2010
г.
№
189
об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» Федеральным
государственным образовательным стандартом;
 приказом Минобрнауки РФ от 04.10.2010 N 986 "Об утверждении федеральных
требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности
учебного процесса и оборудования учебных помещений" (Зарегистрировано в Минюсте
РФ 03.02.2011 N 19682);
 Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования"
 Уставом образовательной организации;
4

3.1. Образовательная организация осуществляет образовательный процесс в соответствии
с уровнями образовательных программ трех уровней общего образования:
1 уровень –начальное общее образование (1-4 класс);
2 уровень- основное общее образование (5-9 класс);
3 уровень – среднее (полное) общее образование (10-11 класс)
С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы
осваиваются в следующих формах: в образовательной организации - в очной форме, очнозаочной (вечерней), заочной, дистанционной, в форме семейного образования,
самообразования.
3.1.1. Задачами начального общего образования
является воспитание и развитие
обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками
учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками
самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа
жизни.
Начальное образование является базой для получения основного общего
образования.
3.1.2. Задачей основного общего образования является создание условий для
воспитания, становления и формирования личности обучающегося, его склонностей,
интересов и способностей к социальному самоопределению.
Основное общее образование является базой для получения среднего (полного)
общего образования, начального и среднего профессионального образования.
3.1.3. Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к
познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков
самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение
к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях
реализации интересов, способностей и возможностей личности.
Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального
профессионального,
среднего
профессионального,
высшего
профессионального
образования.
Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при
наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть
организована профильная подготовка по различным направлениям (8-9 кл.) и введено
профильное обучение в 10-11 классах.
3.2. Содержание общего образования определяется программами, разрабатываемыми,
принимаемыми и реализуемыми образовательной организацией самостоятельно на основе
государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных
программ, курсов, дисциплин.
3.3. Для осуществления образовательного процесса образовательная организация
разрабатывает и утверждает годовой план, годовой учебный график и расписание учебных
занятий.
Годовой учебный план создается образовательной организацией самостоятельно на
основе государственного базисного учебного плана. Учебные нагрузки учащимся
определяются на основе рекомендаций органов здравоохранения.
3.4. Обучение и воспитание в образовательной организации ведется на русском языке.
Учитывая миграцию населения, большой приток детей, ранее обучающихся на родном ( не
русском) языке и плохо владеющих русским языком школа разрабатывает локальный акт о
порядке приема и обучения детей, слабо владеющих русским языком.
3.5. В образовательной организации, в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами, в порядке, предусмотренном законами и
иными нормативными актами РФ, Волгоградской области, осуществляется получение
обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан
и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны.
5

3.6. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного)
общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.
Педагогический совет образовательной организации имеет право на принятие
решения о промежуточной аттестации учащихся и проведение переводных экзаменов в 3-8х и 10-х классах. Сроки проведения, порядок и форма аттестации утверждаются решением
педагогического совета образовательной организации и доводятся до сведения учащихся и
их родителей не позднее января текущего года.
3.7. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы,
переводятся в следующий класс.
3.8. Обучающиеся на уровнях начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования, имеющие по итогам учебного года академическую
задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно.
Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течении
следующего учебного года, образовательное учреждение обязано создать условия
обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за
своевременностью ее ликвидации.
Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не
освоившие образовательные программы учебного года, и имеющие академическую
задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и
не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению
родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в
классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного
педагогического работника образовательной организации или продолжают получать
образование в иных формах.
Обучающиеся на уровне среднего (полного) общего образования, не освоившие
образовательные программы учебного года по очной форме обучения и имеющие
академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в
следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному
предмету, продолжают получать образование в иных формах.
Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению органа
управления образовательной организации.
3.9. Обучающиеся, не освоившие образовательную программу предыдущего уровня,
к обучению на следующей ступени общего образования не допускаются.
3.10.Образовательная организация по желанию родителей (законных представителей)
оказывает помощь и содействие в создании условий для освоения образовательных
программ или их отдельных разделов в форме семейного образования, самообразования или
экстерната.
3.11. Порядок организации получения образования в семье определяется примерным
Положением о получении образования в семье, утвержденным Министерством образования
РФ.
3.12 Образовательная организация обеспечивает занятия на дому с учащимися, в
соответствии с медицинским заключением о состоянии здоровья. В соответствии с
инструкциями Министерства образования РФ выделяется количество учебных часов в
неделю, составляется расписание, приказом определяется персональный состав педагогов,
ведется журнал проведенных занятий. Родители (законные представители обязаны создать
условия для проведения занятий на дому.
3.13. Учебный год в образовательной организации, как правило, начинается 1
сентября. Продолжительность учебного года на первом, втором и третьем уровнях обучения
составляет
не менее 34 недель без учета государственной итоговой аттестации.
Продолжительность учебного года для учащихся 1 классов составляет 33 недели.
Продолжительность каникул в течении учебного года составляет не менее 30 календарных
дней, летом не менее 8 недель. Для учащихся 1 классов устанавливаются дополнительные
каникулы продолжительностью не менее 6 дней (недельные).
6

3.14. Образовательная организация работает по графику пятидневной рабочей
недели в 1-4 классах и шестидневной рабочей недели в 5-11 классах с одним выходным
днем в одну или две смены.
3.15. Количество классов и групп продленного дня в образовательной организации
определяется потребностью населения, зависит от санитарных норм и условий для
осуществления образовательного процесса. Наполняемость классов и групп продленного
дня устанавливается в количестве 25 обучающихся.
3.16. При проведении учебных занятий по иностранному языку 2-11 классах,
технологии в 5-11 классах, физической культуре в 10-11 классах, информатике и ИКТ,
физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление
класса на две группы при наполняемости 25 человек и более. Деление на группы классов с
меньшей наполняемостью возможно при наличии в образовательной организации
необходимых условий и средств.
3.17. С учетом интересов родителей (законных представителей), по согласованию с
Учредителем образовательная организация может открыть классы коррекционноразвивающего обучения и направить детей в классы коррекционно-развивающего обучения,
открытые по решению Учредителя на базе одного из образовательных учреждений района.
3.18. Дисциплина в образовательной организации поддерживается на основе уважения
человеческого достоинства учащихся, педагогов. Применение методов физического и
психологического насилия по отношению к учащимся не допускается.
3.19. Образовательная организация имеет право предоставлять дополнительные
образовательные услуги:
 по обучению русскому языку (для слабо владеющих русским языком, учащимся,
прибывшим из зарубежья);
 по подготовке для поступления в высшие учебные заведения;
 консультации для студентов- заочников, обучающихся в вузах и колледжах;
 изучение специальных дисциплин сверх часов программы;
 репетиторство, с обучением учащихся других образовательных учреждений;
 по изучению иностранных языков;
 различные кружки (кино, фото, кройки и шитья, вязания);
 по овладению компьютерной грамотностью (для населения);
 по приобщению к знаниям мировой художественной культуры;
 группы по адаптации детей к условиям школьной жизни (до поступления в школу);
 оздоровительные услуги (секции, группы по укреплению здоровья).
3.20. Образовательная организация несет в установленном законодательством РФ
порядке ответственность за:
-невыполнение функций, отнесенных к компетенции образовательной организации;
-реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным
планом и графиком учебного процесса;
-качество образования своих выпускников;
-жизнь и здоровье учащихся и работников образовательной организации во время
образовательного процесса;
-нарушение прав и свобод учащихся и работников образовательной организации;
-другие действия предусмотренные законодательством РФ.
4. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
4.1.
Участниками
образовательного
процесса являются учащиеся,
педагогические
работники
образовательной
организации,
родители
(законные
представители) обучающихся и все другие работники Учреждения.
4.2.
Обучение детей в образовательной организации, реализующей программы
начального общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести
месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения
7

ими возраста 8 лет. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель
образовательной организации вправе разрешить прием детей в ОО для обучения в более
раннем возрасте. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
определяются Федеральным законом (п.2 в редакции ФЗ от 25.06.2007 № 71-ФЗ). Общее
образование является обязательным. Требование обязательности общего образования
применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста
восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено ранее.
4.3.
Зачисление в 1 класс образовательной организации оформляется приказом
директора. Для зачисления в образовательную организацию родители (законные
представители) предоставляют следующие документы:
-заявление на имя руководителя образовательной организации;
-медицинскую карту ребенка, где имеется заключение медиков о возможности
обучаться в массовой образовательной организации;
-справку с места жительства ребенка.
4.4. Прием обучающихся во 2-9 и 11 классы осуществляется при представлении
следующих документов:
-заявление на имя руководителя образовательной организации;
-личное дело учащегося;
-выписка текущих оценок по всем предметам, заверенная печатью ( при поступлении в
течении учебного года).
-медицинская карта учащегося;
-справка с места жительства одного из родителей (законных представителей), с
которым проживает обучающийся;
4.5.количество набираемых 10-х классов регламентируется наличием педагогических
кадров и помещений. Количество 10-х классов утверждается вышестоящей организацией.
Для поступления в 10-й класс учащихся, обучающихся в данной образовательной
организации, необходимы следующие документы:
-заявление на имя руководителя образовательной организации;
- аттестат об основном общем образовании.
Для учащихся, пришедших из других образовательных организаций, добавляются:
-медицинская карта;
--справка с места жительства одного из родителей (законных представителей), с
которым проживает обучающийся.
Учащиеся, обучающиеся в данной образовательной организации, окончившие 9 классов и
поступающие в другие учебные заведения, имеют право на поступление в 10 класс на
общих основаниях, т.е. при наличии в 10 классе свободных мест на момент подачи
заявления ( менее 25 человек в классе).
Учащиеся, желающие продолжить обучение в 10 классе и получить среднее (полное) общее
образование, но не принятые в образовательной организации, где они учились по причине
отсутствия свободных мест, направляются для определения в 10 класс в вышестоящую
организацию.
4.6.При приеме в образовательную организацию обучающийся, его родители (лица,
их заменяющие) должны быть ознакомлены с ее Уставом, лицензией на право ведения
образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации
образовательной
организации,
другими
документами,
регламентирующими
образовательную деятельность.
4.7. Обучающиеся в образовательной организации имеют право:
 получение бесплатного общего образования (начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования в соответствии
с федеральными
государственными образовательными стандартами;
 выбор образовательной организации и формы получения образования;
 обучение по индивидуальным учебным планам и ускоренный курс обучения;
8








бесплатное пользование библиотечным фондом;
получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
участие во Всероссийских и иных олимпиадах школьников;
участие в управлении образовательной организации;
право избирать и быть избранными в Совет образовательной организации;
уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное
выражение своих взглядов и убеждений;
 свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
 привлечение обучающихся, воспитанников образовательной организации без согласия
обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не
предусмотренному образовательной программой, запрещается;
 добровольное вступление в любые общественные организации;
 перевод в другие учебные учреждения соответствующего типа в случае закрытия своего
образовательного учреждения;
 защиту от применения методов физического и психического насилия;
 условия обучения, гарантирующие охрану и укрепление здоровья;
4.8. Обучающиеся в образовательной организации обязаны;
 выполнять Устав и другие локальные акты образовательной организации;
 добросовестно учиться;
 бережно относиться к имуществу;
 уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;
 во время нахождения в образовательной организации носить школьную форму.
Приходить в образовательную организацию в опрятной одежде, предназначенной для
занятий. Одежда должна соответствовать возрасту, выражать уважение учащегося к
себе и обществу. Не рекомендуется ношение одежды: очень ярких цветов, излишне
открытой, подчеркивающей принадлежность к какому либо молодежному или
общественному движению. Не рекомендуется использовать яркий макияж и
экстремальный цвет волос.
 Ходить в образовательную организацию только в сменной обуви. Не допускается
пребывание учащихся на уроках в спортивной одежде (за исключением уроков
физической культуры). Не разрешается находиться в помещении образовательной
организации в верхней одежде без особых на то причин.
 выполнять требования работников образовательной организации в части, отнесенной
Уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.
4.9. Учащимся образовательной организации запрещается:

приносить, передавать и использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия,
токсические и наркотические средства;

использовать любые средства или вещества, могущие привести к взрывам и
пожарам;

применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и
вымогательства;

производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для
окружающих;

курить на территории образовательной организации и школьного двора;

опаздывать на занятия;

пользоваться во время занятий средствами мобильной связи, плейерами;

употреблять во время занятий жевательную резинку;

использовать непристойные выражения и демонстрировать неприличные жесты;

запугивать, унижать, дискриминировать по национальному или расовому признаку
любого участника образовательного процесса.
4.10. Другие обязанности обучающихся определяются приказами директора
образовательной организации и инструкциями по технике безопасности.
9

4.11.Обучающиеся могут оставить образовательную организацию или быть
исключены из нее:

по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав и местного органа самоуправления образованием,
достигший возраста пятнадцати лет, может оставить образовательную организацию до
получения основного общего образования;
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите из прав совместно с родителями
(законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего образовательную
организацию до получения основного общего образования, органом местного
самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого
несовершеннолетнего и (или) продолжения им образовательной программы основного
общего образования по иной форме обучения;

по решению органа управления образовательной организации за совершение
неправомерных действий, грубые и неоднократные нарушения Устава образовательной
организации допускается в качестве крайней меры педагогического воздействия
исключение из образовательной организации достигшего 15летнего возраста.
Решение об исключении обучающегося, не получившего основного общего
образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с
согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Решение об исключении детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа
опеки и попечительства.
4.12. Образовательная организация должна незамедлительно проинформировать об
исключении обучающегося из образовательной организации его родителей (законных
представителей) и орган местного самоуправления.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом
местного
самоуправления
и
родителями
(законными
представителями)
несовершеннолетнего, исключенного из образовательной организации, в месячный срок
принимает меры обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или)
продолжение его обучения в другой образовательной организации.
Исключение обучающегося из образовательной организации применяется, если меры
воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в
образовательной организации оказывает отрицательное влияние на других обучающихся,
нарушает их права и права работников образовательной организации, а также нормальное
функционирование образовательной организации.
4.13. Родители (лица, их заменяющие) имеют право;
 выбирать формы образования, образовательную организацию, защищать законные
права и интересы ребенка, принимать участие в управлении образовательной
организацией;
 защищать законные права и интересы ребенка, для этого необходимо обратиться с
письменным заявлением директору образовательной организации, который обязан в
установленный законом срок (не позднее, чем через месяц) дать письменный ответ;
 подать заявление о несогласии с выставленной оценкой, не позднее чем через три дня
после выставления оценки обучающемуся. В случае конфликта между родителем и
учителем по поводу объективности выставленной оценки приказом директора создается
независимая комиссия специалистов- предметников (возможно с привлечением
методиста), которая проверяет знания обучающегося и выставляет соответствующую
оценку;
 присутствовать на педагогических советах и принимать участие в обсуждении в случае,
когда разбирается вопрос об успеваемости и поведении их ребенка;
 участвовать в управлении образовательной организации;
 принимать участие и выражать свое мнение на общешкольных и классных
родительских собраниях;
10



при обучении ребенка в семье вернуться в образовательную организацию на любом
этапе обучения, продолжить его образование в образовательной организации;
 знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, оценками
успеваемости обучающегося;
 посещать уроки в классе, где обучается ребенок (с разрешения директора и согласия
учителя, ведущего урок);
 знакомиться с Уставом образовательной организации, лицензией на право ведения
образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации
образовательной организации);
 посещать образовательную организацию и беседовать с педагогами после окончания у
них последнего урока;
 вносить добровольные пожертвования и целевые взносы для развития образовательной
организации;
 участвовать в принятии решения о необходимости охраны образовательной
организации и вносить добровольные взносы на ее содержание;
4.14. Родители (лица, их заменяющие) обязаны нести ответственность за:
 воспитание своих детей и получение ими среднего (полного) общего образования;
 ликвидацию обучающимися академической задолженности в течении учебного года в
случае его перевода в следующий класс «условно»;
 выполнение Устава образовательной организации.
4.15. Педагогические работники принимаются в образовательную организацию на
работу в соответствии со статьями 331, 65 ТК РФ, а также со статьями «Коллективного
договора». Для них обязательны следующие документы:
 паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
 трудовая книжка, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается
впервые, или работник поступает на работу на условиях совместительства;
 страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
 документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на
военную службу;
 документ об образовании (диплом);
 медицинские документы в соответствии с действующим законодательством;
 иные документы в соответствии со ст.65 ТК РФ.
4.16. При приеме на работу администрация образовательной организации знакомит
принимаемого на работу учителя под расписку со следующими документами:
- коллективным договором;
- Уставом образовательной организации;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- должностными инструкциями;
- приказом об охране труда и соблюдении правил техники безопасности;
- другими документами образовательной организации.
4.17. Педагогические работники образовательной организации обязаны:
-проходить периодические медицинские обследования, которые проводятся за счет
средств образовательной организации;
- иметь необходимую профессионально – педагогическую квалификацию,
соответствующую требованиям тарифно – квалификационной характеристики по
должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании;
- выполнять Устав образовательной организации и «Правила внутреннего трудового
распорядка»;
- поддерживать дисциплину в образовательной организации на основе уважения
человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и
психического насилия по отношению к обучающимся не допускается;
11

- принимать участие в разборе конфликтов по письменному заявлению родителей или
других лиц;
4.18. Не могут заниматься педагогической деятельностью педагоги:
- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с
вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному
преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых
прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья,
свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в
психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности
половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и
общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные и особо тяжкие
преступления;
- признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политике и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
4.19. Педагогические работники образовательной организации имеют право :
-свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и
материалов, учебников, в соответствии с образовательной программой, методов оценки
знаний обучающихся;
-выбор учебников и учебных пособий, из числа входящих в федеральный перечень
учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования;
- участвовать в управлении образовательной организации;
- работать в педагогическом совете;
- избирать и быть избранным в Совет образовательной организации;
- обсуждать «Правила внутреннего трудового распорядка»;
- обсуждать и принимать решения на общем собрании трудового коллектива;
- защищать свою профессиональную честь и достоинство;
- повышать свою квалификацию;
- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную
категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации;
- на сокращенную рабочую неделю (не более 36 часов в неделю), удлиненный
оплачиваемый отпуск, длительный (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет
непрерывной преподавательской работы, право на получение пенсии за выслугу лет до
достижения ими пенсионного возраста;
- на социальные льготы и гарантии, установленные законодательством РФ, а также
дополнительные льготы, установленные Учредителем;
- на проведение дисциплинарного расследования нарушений норм профессионального
поведения или Устава образовательной организации только по жалобе, поданной в
письменном виде, копия которой ему передана;
- оплата труда работников образовательной организации производится в порядке и по
системе, установленной действующим законодательством.
4.20. Трудовые отношения с работниками образовательной организации, помимо
оснований прекращения трудового договора по инициативе администрации
предусмотренного статьями ТК РФ, могут быть прерваны по «Дополнительному основанию
прекращения трудового договора с педагогическим работником» по ст. 336 ТК РФ:
- повторного в течение года грубого нарушения Устава образовательной организации;
- применения, в том числе однократного действия, связанного с физическим и (или)
психическим насилием над личностью воспитанника.
12

5. УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ.
5.1.Права и обязанности образовательной организации:
5.1.1.Образовательная организация осуществляет деятельность в соответствии с
предметом и целями, с учетом требований законодательства РФ, Волгоградской области,
муниципальных правовых актов и настоящего Устава.
5.1.2. Для достижения уставных целей образовательная организация имеет право:
 приобретать или арендовать (получать в безвозмездное пользование) основные
средства за счет имеющего у нее финансовых средств в соответствии с утвержденной
сметой образовательной организации;
 в соответствии с действующим законодательством, заключать договоры с другими
учреждениями, предприятиями, организациями, при этом заключение и оплата
образовательной организацией муниципальных контрактов, иных договоров,
подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится от имени
муниципального образования в пределах доведенной образовательной организации
лимитов бюджетных средств;
 осуществлять материально-техническое обеспечение уставной деятельности;
 открывать счета в территориальном органе федерального казначейства по
согласованию с Учредителем, исходя из уставной деятельности;
 совершать иные действия для достижения уставных целей в соответствии с
действующим законодательством.
5.1.3. Образовательная организация обязана:
 в соответствии с законодательством РФ нести ответственность за нарушение
принятых им обязательств, а также за нарушение бюджетного законодательства РФ;
 отчитываться перед Учредителем о состоянии и использовании муниципального
имущества и денежных средств;
 отчитываться перед Отделом по управлению муниципальным имуществом
Администрации Палласовского муниципального района о состоянии
и
использовании муниципального имущества;
 нести ответственность за расходование денежных средств в соответствии с
действующим законодательством и целями их предоставления;
 осуществлять учет результатов финансово-хозяйственной деятельности и иной
деятельности, вести статистическую отчетность, отчитываться о результатах
деятельности в соответствующие органы в порядке и сроки, установленные
законодательством РФ;
 своевременно предоставлять Учредителю необходимую документацию для
утверждения бюджетной сметы;
 исполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством.
5.1.4. Образовательная организация не вправе:
 отчуждать либо распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества;
 выступать учредителем (участником) юридических лиц;
 осуществлять долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе
образовательных), организаций;
 приобретать акции, облигации, ценные бумаги и получать доходы, дивиденды по
ним.
5.2. Руководитель подотчетен в своей деятельности Главе Палласовского
муниципального района, Учредителю и Отделу по управлению муниципальным
имуществом Администрации Палласовского муниципального района по вопросам,
входящим в их компетенцию.
5.2.1.Руководитель образовательной организации:
 определяет структуру образовательной организации;
13

 по согласованию с Учредителем, в пределах установленной штатной численности,
утверждает штатное расписание;
 обеспечивает открытость и доступность информации в соответствии с трудовым
законодательством РФ;
 является распорядителем финансов, имеет право первой подписи;
 обеспечивает расходование денежных средств в соответствии с действующим
законодательством, утвержденной бюджетной сметой и целями их предоставления;
 обеспечивает открытость и доступность документов и сведений, установленных
действующим законодательством Российской Федерации;
 осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
5.2.2.Руководитель образовательной организации несет ответственность за:
 ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей;
 сохранность денежных средств, материальных ценностей и имущества
образовательной организации;
 непредставление и (или) представление недостоверных и (или) неполных сведений о
муниципальном имуществе, находящемся в оперативном управлении ОО, в Отдел по
управлению муниципальным имуществом Администрации Палласовского района;
5.3.Руководитель образовательной организации несет полную материальную
ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный образовательной
организации, в том числе в случаях неправомерного использования имущества, при
списании либо ином отчуждении имущества образовательной организации, не
соответствующем законодательству.
5.4. В случаях, предусмотренных законодательством, руководитель образовательной
организации возмещает убытки, причиненные его виновными действиями (бездействием).
5.5. Порядок формирования, состав, компетенция, сроки полномочий иных органов
управления образовательной организации (общее собрание (конференция) работников
образовательной организации, ученый совет, и другие) определяются образовательной
организацией с учетом требований действующего законодательства РФ.
5.6. Учредитель в установленном порядке:
 утверждает устав образовательной организации, а также вносимые в него изменения
и дополнения;
 назначает руководителя (директора) образовательной организации и прекращает его
полномочия;
 заключает и прекращает трудовой договор с руководителем образовательной
организации;
 формирует и утверждает муниципальное задание для образовательной организации в
соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности;
 осуществляет финансовое обеспечение деятельности образовательной организации, в
том числе выполнения муниципального задания;
 устанавливает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет
образовательной организации в соответствии с общими требованиями, установленными
Министерством финансов Российской Федерации;
 согласовывает
распоряжение
недвижимым
имуществом
образовательной
организации, в том числе передачу его в аренду;
 согласовывает распоряжение движимым имуществом образовательной организации;
 осуществляет контроль за деятельностью образовательной организации в
соответствии с законодательством Российской Федерации, Волгоградской области,
муниципальными правовыми актами.
5.7.В трудовой коллектив входят все работники образовательной организации.
Полномочия трудового коллектива образовательной организации осуществляются общим
собранием членов трудового коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем
14

присутствует не менее двух третей списочного состава работников образовательной
организации.
5.8.Общее собрание трудового коллектива образовательной организации имеет
право:

обсуждать и принимать «Коллективный договор», «Правила внутреннего
трудового распорядка», принимать Устав образовательной организации, изменения и
дополнения к нему;

обсуждать поведение или отдельные поступки членов коллектива организации и
принимать решение о вынесении общественного порицания в случае виновности;
5.9.Директор организации является председателем педагогического совета
образовательной организации.
5.10. Директор образовательной организации несет полную ответственность за
жизнь, здоровье и благополучие вверенных ему учащихся во время учебного процесса, а
также во время проведения внешкольных мероприятий; за работу образовательной
организации в соответствии со ст 51 Закона « Об образовании», а также требованиями
«Тарифно-квалификационных
характеристик»
и
должностных
инструкций.
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха
обучающихся, воспитанников образовательной организации несут должностные лица
образовательной организации в соответствии с законодательством РФ и Уставом
образовательной организации.
5.11. Внесение дополнений и изменений в локальные акты образовательной
организации необходимо проводить в строгом соответствии с изменениями, внесенными в
Устав. Образовательная организация имеет право пополнять пакет документов новыми
локальными актами, отражающими специфику реализации новых стандартов в
образовательной организации.
Образовательная организация имеет право принимать локальные акты:
-правила для учащихся;
-правила внутреннего трудового распорядка;
-правила конкурсного приема в классы с углубленным изучением отдельных предметов;
-Положение о структурных подразделениях образовательной организации;
-Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся;
-Положение о стипендиях обучающимся;
-инструкции по правилам техники безопасности и охраны труда;
-должностные инструкции для работников образовательной организации;
-приказы директора образовательной организации;
-другие локальные акты, не противоречащие Уставу образовательной организации.
6. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
6.1.Имущество
образовательной
организации
является
муниципальной
собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления собственником
или уполномоченным органом в соответствии с Гражданским кодексом РФ в целях
обеспечения уставной деятельности.
6.2.Образовательная организация владеет, пользуется, распоряжается закрепленным
за ним на праве оперативного управления имуществом в пределах, установленных законом,
в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.
6.3. Образовательная организация не вправе отчуждать либо иным способом
распоряжаться закрепленным за ним имуществом без согласия собственника имущества,
учредителя.
6.4.Имущество, приобретенное образовательной организацией по договору или иным
законным основаниям, поступает в ее оперативное управление.
15

6.5.Собственник имущества вправе изъять лишнее, неиспользуемое или
используемое не по назначению имущество, закрепленное им за образовательной
организацией либо приобретенное образовательной организацией за счет средств,
выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у
образовательной организации, собственник вправе распоряжаться по своему усмотрению.
6.6. Образовательной организации запрещено совершать сделки, возможными
последствиями которых являются отчуждение или обременение имущества, закрепленного
за образовательной организацией или имущества, приобретенного за счет средств,
выделенных из муниципального бюджета, если иное не установлено законодательством РФ.
6.7.Контроль за использованием по назначению и сохранению имущества,
закрепленного за образовательной организацией на праве оперативного управления,
осуществляет Учредитель и Отдел по управлению муниципальным имуществом
Администрации Палласовского муниципального района.
6.8. Деятельность образовательной организации финансируется его Учредителем на
основании бюджетной сметы.
6.9.Образовательная организация не имеет права предоставлять и получать кредиты
(займы), приобретать ценные бумаги.
6.10. Образовательная организация может осуществлять приносящую доходы
деятельность в соответствии с требованиями законодательства и Уставом. Доходы,
полученные от указанной деятельности, поступают в бюджет Палласовского
муниципального района.
6.11.Образовательная организация имеет лицевые счета в территориальном органе
Управления федерального казначейства.
6.12.Заключение муниципальных контрактов и иных гражданско- правовых
договоров осуществляется образовательной организацией от имени публично- правового
образования.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг
осуществляется в порядке, установленном для размещения заказов для муниципальных
нужд.
6.13.Образовательная организация выступает истцом и ответчиком в судах в
соответствии с законодательством РФ.
6.14. Образовательная организация отвечает по своим обязательствам находящимися
в ее распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных
средств субсидиарную ответственность по обязательствам несет Учредитель.
7.ИЗМЕНЕНИЕ УСТАВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
7.1. Устав образовательной организации может быть изменен в связи с изменением
организационно-правовой формы, введением новых образовательных программ, иными
обстоятельствами, повлекшими изменение положений, закрепленных настоящим Уставом.
7.2. Дополнения и изменения в Устав образовательной организации принимаются
общим собранием работников и утверждаются Учредителем.
7.3.Дополнения и изменения к Уставу вступают в законную силу с момента их
государственной регистрации.
7.4.
Изменения в Устав образовательной организации вносятся в порядке,
установленном действующим законодательством РФ и подлежат обязательной регистрации
в установленном порядке.
8. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
8.1.Образовательная организация
может быть реорганизована в иную
образовательную организацию в соответствии с законодательством РФ. Порядок
16

реорганизации образовательной организации устанавливается органами местного
самоуправления администрации муниципальных образований.
8.2. При реорганизации (изменения организационно-правовой формы, статуса)
образовательной организации ее устав, лицензия и свидетельство о государственной
аккредитации действительны до окончания срока их действия.
8.3. Ликвидация образовательной организации может осуществляться:
-в соответствии с законом РФ в установленном порядке органами местного самоуправления
(для муниципальных образовательных учреждений);
-по решению суд, в случаях осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо
деятельности запрещенной законом, либо деятельности не соответствующей уставным
целям.
8.4.В случае реорганизации, ликвидации образовательной организации Учредитель
обеспечивает перевод обучающихся с согласия их родителей в другие образовательные
учреждения соответствующего типа.
8.5. Прекращение деятельности образовательной организации может осуществляться
путем ее реорганизации или ликвидации. Образовательная организация может быть
реорганизована либо ликвидирована в случаях и в порядке, предусмотренном Гражданским
кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», иными
федеральными законами, муниципальными правовыми актами.
Реорганизация ОО может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения,
разделения или выделения.
8.6.Решение о реорганизации образовательной организации принимается
администрацией Палласовского муниципального района в порядке, аналогичном порядку
создания муниципального учреждения путем его учреждения. Принятие решения о
реорганизации образовательной организации, при сохранении объема услуг(работ)
подлежащих оказанию (выполнению), не может являться основанием для сокращения
объема бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.
При прекращении деятельности образовательной организации все документы
(управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и др.) передаются
правопреемнику.
8.7.Решение о проведении процедуры ликвидации образовательной организации
принимается постановлением администрации Палласовского муниципального района. При
ликвидации образовательной организации кредитор не вправе требовать досрочного
исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и
возмещения связанных с этим убытков.
При ликвидации образовательной организации документы постоянного хранения, по
личному составу и другие передаются на муниципальное хранение в архив в соответствии с
требованиями архивных органов.
Имущество, оставшееся после ликвидации образовательной организации передается
Отделу по управлению муниципальным имуществом Администрации Палласовского
муниципального района.
Ликвидация образовательной организации считается завершенной, а образовательная
организация прекратившей свою деятельность с момента внесения соответствующей записи
в Единый государственный реестр юридических лиц.
Изменение типа образовательной организации не является его реорганизацией.
Решение об изменении типа муниципального учреждения в целях создания казенного
учреждения принимается администрацией Палласовского муниципального района.
После принятия постановления администрацией Палласовского муниципального
района об изменении типа муниципального учреждения Учредитель утверждает изменения,
вносимые в Устав этой образовательной организации
При реорганизации, ликвидации, изменении типа образовательной организации
исполнение ранее возложенных на него муниципальных функций закрепляется за
правопреемником либо за Учредителем, в соответствии с установленным порядком.
17

9. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
9.1. Деятельность образовательной организации наряду с законодательством РФ
регламентируется локальными нормативными актами.
9.2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты,
содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей
компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном настоящим
Уставом.
9.3.Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по
основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том
числе регламентирующие правила приема учащихся, режим занятий учащихся, формы,
периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
учащихся, порядок и основания перевода, отчисления учащихся.
9.4.Локальные нормативные акты принимаются в следующем порядке:
 определяются вопросы, по которым требуется разработка и утверждение локального
нормативного акта;
 определяются этапы и сроки разработки локального нормативного акта;
 создается рабочая группа по разработке локального нормативного акта;
 разрабатывается проект локального нормативного акта;
После разработки и проверки проекта на предмет его соответствия положениям
законодательства, иным обязательным нормативам, а равно объему задач, прав, и
обязанностей исходя из структуры, проект локального нормативного акта представляется на
обсуждение в соответствующий коллегиальный орган управления образовательной
организации (при необходимости) и на утверждение директору.
Локальный нормативный акт может приниматься путем утверждения и (или) издания
приказа об утверждении локального нормативного акта.
Локальные нормативные акты, принятые коллегиальными органами управления,
вводятся в действие приказом директора.
9.5. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение учащихся или
работников по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым
законодательством либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются
и подлежат отмене.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
Действителен

603332450510203670830559428146817986133868576091
Сидорова Светлана Геннадьевна
С 01.06.2022 по 01.06.2023

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».