сш17 Программа воспитания 2021

МКОУ «СШ №17» г. Палласовки Волгоградской области

СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МКОУ «СШ №17»
(протокол от 31.08.2021 № 1)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МКОУ «СШ №17»
от 31.08.2021 № _________
Директор МКОУ «СШ №17»
Сидорова С.Г. _________________

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2021-2025 гг.

г. Палласовка
2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания муниципального общеобразовательного учреждения
МКОУ «СШ №17» г. Палласовки Волгоградской области (далее - Программа) разработана в
соответствии с

методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания»,
утвержденной 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического
объединения по общему образованию с Федеральными государственными образовательными
стандартами (далее - ФГОС) общего образования,

Приказом «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»
(Минпросвещения России, 2020, №172)
Программа воспитания является обязательной частью основных образовательных
программ.
В центре программы воспитания в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами (далее – ФГОС) общего образования находится личностное
развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах
развития России и мира.
Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в
российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися
личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ
российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию
и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное
участие в социально-значимой деятельности.
Рабочая программа воспитания включает в себя четыре основных раздела.
Раздел 1 «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса»
Раздел 2 «Цель и задачи воспитания»
Раздел 3 «Виды, формы и содержание деятельности»
Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный
урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями» и «Профориентация».
Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Организация предметноэстетической среды», «Детские общественные организации».
Модули в программе воспитания располагаются в соответствии с их значимостью в
системе воспитательной работы школы. Деятельность педагогических работников
образовательных организаций в рамках комплекса модулей направлена на достижение
результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Раздел 4 «Основные направления самоанализа воспитательной работы»
К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной
работы.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Расположена школа в центре г. Палласовки по улице Коммунистической, 10. Рядом
находится краеведческий музей, районная и детская библиотеки, музыкальная и спортивная
школы, районный Дом культуры, Администрация Палласовского района. Это благоприятно
сказывается на установлении контактов с внешкольными учреждениями, развитии досуговой
деятельности учащихся, способствует развитию их интересов, несмотря на удалённость от
культурных центров (300 км до Волгограда, 250 км до Саратова).

3

Контингент учащихся многонациональный. Преобладают русские, казахи,
азербайджанцы, чеченцы. Педагогический коллектив школы стабильный, более 88%
учителей имеют высшее образование. Работая с детьми разных национальностей и
вероисповеданий, учителя проявляют толерантность и уважение к учащимся. Отсутствуют
конфликты на национальной почве.
Школа располагается в 4 зданиях, работает в две смены.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся:
o неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета
безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;
o ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной
среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
o реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детсковзрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников
яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
o организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников
как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
o системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
o стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогических работников;
o важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся является
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и
коллективный анализ их результатов;
o в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
o в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами,
поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а
также их социальная активность;
o педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
o ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего

4

общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной
организации – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
 в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
 в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
 в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогических работников не на обеспечение соответствия
личности обучающегося единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной
динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического
работника по развитию личности обучающегося и усилий самого обучающегося по своему
саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором
успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
обучающихся позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым
необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования.
1. В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных
условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и
традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего
школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе
– статусе обучающегося, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям
данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции
задаются в школе педагогическими работниками и воспринимаются обучающимися именно
как нормы и традиции поведения обучающегося. Знание их станет базой для развития
социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления
социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее
важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком
(внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную
для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных
занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома,
заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем
дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса,
водоемы);
проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать

5

слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание обучающимся младших классов данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для обучающегося этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся
ему систему общественных отношений.
2. В воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития
социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие
избегать чувства одиночества;
к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного
развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные
цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании
обучающихся, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с
особенностями обучающихся подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как
личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую
значимость для обучающихся приобретает становление их собственной жизненной позиции,
собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст
для развития социально значимых отношений обучающихся.

6

3. В воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего
образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для
приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный
практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы
опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению
обучающихся во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
 опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
 трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
 опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
 опыт природоохранных дел;
 опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на
улице;
 опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
 опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт
создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
 опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
 опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
 опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и
самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с
возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других
составляющих общей цели воспитания. Приоритет – это то, чему педагогическим
работникам, работающим с обучающимися конкретной возрастной категории, предстоит
уделять большее, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогических работников, направленная на достижение
поставленной цели, позволит обучающемуся получить необходимые социальные навыки,
которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих
взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя
чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных
возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках
счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение следующих основных задач:
 реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа
в школьном сообществе;
 реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
 вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;

7

 использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока,
поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися;
 инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
 поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
 организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать
их воспитательный потенциал;
 организовывать профориентационную работу с обучающимися;
 организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
 развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности;
 организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь обучающихся и педагогических работников,
что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения обучающихся.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогическими работниками и
обучающимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для обучающихся, объединяющих их
вместе с педагогическими работниками в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают
включенность в них большого числа обучающихся и взрослых, способствуют
интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.
Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер
воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогическими
работниками для обучающихся.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы
Вне образовательной организации:
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогическими работниками комплексы дел (благотворительной,
экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на
преобразование окружающего школу социума;
проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями
обучающихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые
открывают возможности для творческой самореализации обучающихся и включают их в
деятельную заботу об окружающих;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и
международным событиям.
На уровне образовательной организации:

8

общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для обучающихся и
педагогических работников знаменательными датами и в которых участвуют все классы
школы;
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом обучающихся на
следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных
статусов в школе и развивающие школьную идентичность обучающихся;
капустники – театрализованные выступления педагогических работников, родителей и
обучающихся с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни
обучающихся и педагогических работников. Они создают в школе атмосферу творчества и
неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и
родительского сообществ школы;
церемонии награждения (по итогам года) обучающихся и педагогических работников
за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях,
олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению
социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений
между педагогическими работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и
уважения друг к другу.
На уровне классов:
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных
ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на
уровне общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы в одной
из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать
хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом
деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Название мероприятия
Общешкольная линейка, посвященная празднику первого звонка

Сроки
1
сентября

Мероприятия месячников безопасности и гражданской защиты
детей (по профилактике ДДТТ, пожарной безопасности,
экстремизма, терроризма, разработка схемы-маршрута «Домшкола-дом», учебно-тренировочная эвакуация учащихся из
здания), акция «Внимание дети»
Открытие школьной спартакиады. Осенний День Здоровья

В
течение
года
октябрь

Ответственные
Классные
руководители 1 – х
классов
Классные
руководители

Учителя физической
культуры, классные
руководители

9

Концерт к Дню учителя

октябрь

Мероприятия месячника правового воспитания и профилактики
правонарушений. Единый день профилактики правонарушений
и деструктивного поведения (правовые, профилактические
игры, беседы и т.п.)
Мероприятия взаимодействия семьи и школы: выставка
рисунков, фотографий, акции по поздравлению мам с Днем
матери, конкурсная программа «Мама, папа, я – отличная
семья!», беседы, общешкольное родительское собрание.
День героев Отечества, День неизвестного солдата

октябрь

Новогодние мероприятия

декабрь

Заседание НОУ

январь

Вечер встречи школьных друзей

февраль

Мероприятия месячника гражданского и патриотического
воспитания.
Конкурс патриотической песни
Военно – патриотическая игра «Зарница»

февраль

Праздник «Масленица»

март

Заседание НОУ

апрель

Мероприятия месячника нравственного воспитания и «Вахта
памяти»: «Спешите делать добрые дела», Весенняя неделя
добра, «Георгиевская лента», конкурс рисунков о войне
Операция «Чистый двор»

Апрель май

Линейка, посвященная окончанию учебного года

Классные
руководители 11 кл.
Социальный педагог,
классные
руководители

ноябрь

Классные
руководители 1- 11 кл.

декабрь

Классные
руководители 1- 11 кл.
Классные
руководители 1- 11 кл.

февраль

Апрель,
май
май

Классные
руководители 5- 11 кл.,
учителя- предметники
Классные
руководители 11 кл.
Классные
руководители 1- 11 кл.
Классные
руководители 5- 11 кл.
Классные
руководители 1- 11 кл.
Классные
руководители 5- 11 кл.,
учителя- предметники
Классные
руководители 1- 11 кл.
Классные
руководители 1- 11 кл.
Классные
руководители 11 кл.

3.2. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагогический работник (классный руководитель,
воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителямипредметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными
представителями
Работа с классным коллективом:
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося,
совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них обучающихся с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с
другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного

10

отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося
в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по
обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения
обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами
поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные
«огоньки» и вечера, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного
участия в жизни класса.
выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся
освоить
нормы
и
правила
общения,
которым
они
должны
следовать
в школе.
Индивидуальная работа с обучающимися:
изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение
за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по тем или иным
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед
классного руководителя с родителями обучающихся, учителями-предметниками, а также
(при необходимости) – со школьным психологом;
поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками,
выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства,
успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в
задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить;
индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с
классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе
анализируют свои успехи и неудачи;
коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими обучающимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями-предметниками в классе:
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников
по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между
учителями-предметниками и обучающимися;
проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и
интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих
педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся,
увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:

11

регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
обучающихся, о жизни класса в целом;
помощь родителям обучающихся или их законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их
обучающихся;
привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется
преимущественно через:
вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей,
которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского
самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит
в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные на
раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения,
развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на
развитие самостоятельности и ответственности обучающихся, формирование у них навыков

12

самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие
творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия и уважительного
отношения к физическому труду.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие
творческого, умственного и физического потенциала обучающихся, развитие у них навыков
конструктивного общения, умений работать в команде.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока
предполагает следующее:
установление доверительных отношений между педагогическим работником и его
обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и
просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.

13

3.5. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического
работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей
будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые
проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагогический
работник актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд
в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной
деятельности;
экскурсии на предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
профессиональные образовательные организации и организации высшего образования;
совместное с педагогическими работниками изучение интернет ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети
интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах,
посещение открытых уроков;
индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение в процессе
выбора ими профессии;
освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополнительного образования.
1.Работа с родителями.
Название мероприятия
Проведение индивидуальных консультаций с
родителями по вопросу выбора профессий
учащимися.
Организация встречи учащихся с представителями
различных профессий.
Привлечение родителей к участию в проведении
экскурсий уч-ся на предприятия.
Родительские собрания в 9 и 11 классах по подготовке
к ОГЭ и ЕГЭ
Подготовка рекомендаций родителям по проблемам

Сроки
В течение года

Ответственные
Классные руководители

В течение года

Классные руководители

В течение года

Классные руководители

декабрь

Администрация школы,
классные руководители
Классные руководители,

В течение года

14

профориентации.
2.Работа с учащимися.
Проведение экскурсий на предприятия.
Проведение опроса по выявлению проблем уч-ся по
профориентации.
Проведение консультаций учащихся (индивидуальных
и групповых).
Организация предметных недель, декад, олимпиад.
Проведение классных часов с освещением вопросов
профориентации.
Организация и проведение встреч с представителями
различных профессий.
Организация работы интеллектуальных школ, кружков
дополнительного образования.
Проведение игры «День самоуправления в школе».
Проведение конкурса рисунков «Моя будущая
профессия».

психолог
В течение года
Октябрь

Классные руководители
Классные руководители

В течение года

Социальный педагог.

В течение года
В течение года

Учителя-предметники
Классные руководители

В течение года

Классные руководители

В течение года

Заместитель директора по
УВР, педагоги
дополнительного
образования
Классные руководители,
учителя-предметники
Учителя-предметники,
учитель ИЗО

Ежегодно в
октябре
Ежегодно, по
плану
воспитательно
й работы.

3.6. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы, при условии ее
грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует
формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта,
поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному
восприятию обучающимся школы. Воспитывающее влияние на обучающегося
осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций,
залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может
служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и
внеучебные занятия;
размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ
обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также
знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля,
знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов
об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных
экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);
озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование
во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных
для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон,
позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей
свободного книгообмена, на которые желающие обучающиеся, родители и педагогические
работники могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для
чтения любые другие;
благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями
вместе с обучающимся и своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои
фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного
руководителя со своими обучающимися;

15

размещение в коридорах и рекреациях школы экспонатов школьного
экспериментариума – набора приспособлений для проведения заинтересованными
обучающимися несложных и безопасных технических экспериментов;
событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных
событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок,
собраний, конференций и т.п.);
совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой школьной
символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного
костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные
моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных
церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых
событий;
регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов
по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке
культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию
инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
акцентирование внимания обучающихся посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях
школы, ее традициях, правилах.
Мероприятие
Оформление тематических стендов, «Подготовка к
ГИА и ЕГЭ»
Оформление школы к празднику «День учителя»
Вручение открыток предметникам
Акция «Наши учителя». Размещение видео –
открыток об учителях к Дню учителя
Размещение в рекреациях школы фотоотчетов о
проведенных мероприятиях
Размещение на стенах школы
рисунков и плакатов школьников ко Дню матери
Конкурс новогодних плакатов
Акция «Наш Бессмертный полк» (сбор информации,
производство презентации и размещение на плазмах
в Школе)
Размещение информации на стендах о проведении
предметных недель

Сроки
Сентябрь-октябрь

Ответственные
Учителя - предметники

1-4 октября
5 октября
1-4 октября

10 – 11 классы
10 – 11 классы
10 -11 классы

В течение года

Классные руководители

В течение года

Учителя ИЗО, 10 класс

декабрь
Сентябрь-март

Учителя ИЗО
Педагогорганизатор.Классные
руководители
Руководители МО

В течение года

3.7. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное,
самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе обучающихся и
взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей,
указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5).
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении
демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность
выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.),
дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;
организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь
другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота,

16

уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими
делами могут являться: посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям;
совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений,
помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие обучающихся в
работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и
кустарниками, благоустройство клумб) и другие;
договор, заключаемый между обучающимися и детским общественным
объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва)
при вступлении в объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий
отношения, возникающие между обучающимся и коллективом детского общественного
объединения, его руководителем, обучающимися, не являющимися членами данного
объединения;
клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского
общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением,
планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных
для членов объединения событий;
лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время на базе
загородного лагеря. Здесь, в процессе круглосуточного совместного проживания смены
формируется костяк объединения, вырабатывается взаимопонимание, система отношений,
выявляются лидеры, формируется атмосфера сообщества, формируется и апробируется
набор значимых дел;
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников
(проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов,
формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство
причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения
особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в
члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского
объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского
объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа
проводимых детским объединением дел);
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях,
деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть
как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный
характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.
Наименование Направление деятельности
Волонтерский Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных
отряд
установок учащихся на добровольческую деятельность
- изучение ПДД, овладение практическими навыками безопасного
поведения на улицах и дорогах и оказания первой помощи пострадавшим
при дорожно-транспортных происшествиях;
- участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях и мероприятиях,
Подразделение
проводимых в рамках детского творчества;
«ЮИД»
- проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде безопасности
дорожного движения;
- участие в патрулировании на дорогах с целью выявления среди детей и
подростков правонарушителей в сфере дорожного движения.

17

- оказание помощи ОО в воспитании у учащихся чувства личной
ответственности за сохранность жизни и здоровья людей, материальных
ценностей от пожаров;
Подразделение
- противопожарная пропаганда и агитация, пожарно-профилактическая
«ДЮП»
работа среди детей и подростков;
- пропаганда традиций и истории пожарной охраны и добровольного
общества пожарных.
- содействие ОО в работе по предупреждению детской безнадзорности и
профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;
- участие в смотрах наглядного материала, фестивалях, конкурсах и
соревнованиях отрядов ЮДП;
Подразделение
- овладение знаниями и навыками работы с техническими средствами,
«ЮДП»
используемыми в органах внутренних дел, навыками мастерства в
управлении велосипедом, мопедом, приемами самозащиты;
- углубленное изучение законов, нормативных актов, знакомство с
оперативно-техническими средствами ОВД.
Школьный
- участие в организации военно – патриотических мероприятий и
юнармейский соревнований;
отряд
- представление школы на соревнованиях различного уровня
3.8. Модуль «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется
для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается
согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или
законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и
форм деятельности:
На групповом уровне:
Общешкольный родительский комитет школы, участвующий в управлении
образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их
обучающихся;
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей
обучающихся, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением
специалистов;
родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и
внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в
школе;
общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и
советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться
собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся;
родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогических работников.
На индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных
ситуаций;
участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае
возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного
обучающегося;

18

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и
внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогических работников и родителей.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации
образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к
педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
обучающимися и педагогическими работниками;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора
видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду
с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития
обучающихся.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса
могут быть следующие.
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на
заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете
школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредотачивается на следующих вопросах:
какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось
решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и
взрослых.

19

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с
деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть беседы с
обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
качеством профориентационной работы школы;
качеством организации предметно-эстетической среды школы;
качеством взаимодействия школы и семей обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень
выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».